РУС БЕЛ ENG

Генацыд

Генацыд насельніцтва Уздзеншчыны

 

Холокост в Узденском районе — систематическое преследование и уничтожение евреев на территории Узденского района Минской области оккупационными властями нацистской Германии и коллаборационистами в 1941—1944 годах во время Второй мировой войны, в рамках политики «Окончательного решения еврейского вопроса» — составная часть Холокоста в Белоруссии и Катастрофы европейского еврейства.

Геноцид евреев в районе

Узденский район был полностью оккупирован немецкими войсками 28 июня 1941 года, и оккупация продлилась три года — до начала июля 1944 года. Нацисты включили Узденский район в состав территории, административно отнесённой в состав генерального округа Белорутения рейхскомиссариата Остланд.

Вся полнота власти в районе принадлежала зондерфюреру — немецкому шефу района, который подчинялся руководителю округи — гебитскомиссару. Во всех крупных деревнях района были созданы районные (волостные) управы и полицейские гарнизоны из коллаборационистов.

Для осуществления политики геноцида и проведения карательных операций сразу вслед за войсками в район прибыли карательные подразделения войск СС, айнзатцгруппы, зондеркоманды, тайная полевая полиция (ГФП), полиция безопасности и СД, жандармерия и гестапо.

Одновременно с оккупацией нацисты и их приспешники начали поголовное уничтожение евреев. «Акции» (таким эвфемизмом гитлеровцы называли организованные ими массовые убийства) повторялись множество раз во многих местах. В тех населенных пунктах, где евреев убили не сразу, их содержали в условиях гетто вплоть до полного уничтожения, используя на тяжелых и грязных принудительных работах, от чего многие узники умерли от непосильных нагрузок в условиях постоянного голода и отсутствия медицинской помощи.

За время оккупации практически все евреи Узденского района были убиты, а немногие спасшиеся в большинстве воевали впоследствии в партизанских отрядах.

Евреев в районе убили в Узде, Могильно и других местах.

Гетто

Оккупационные власти под страхом смерти запретили евреям снимать желтые латы или шестиконечные звезды (опознавательные знаки на верхней одежде), выходить из гетто без специального разрешения, менять место проживания и квартиру внутри гетто, ходить по тротуарам, пользоваться общественным транспортом, находиться на территории парков и общественных мест, посещать школы.

Реализуя нацистскую программу уничтожения евреев, немцы создали на территории района 1 гетто.

  • В гетто города Узда (конец июня 1941 — 17 октября 1941) были замучены и убиты около 1800 евреев.

Случаи спасения и «Праведники народов мира»

В Узденском районе 7 человек были удостоены почетного звания «Праведник народов мира» от израильского мемориального института «Яд Вашем» «в знак глубочайшей признательности за помощь, оказанную еврейскому народу в годы Второй мировой войны».

  • Крисько Александр и Татьяна, Довгулевич (Крисько) Нина и Казей (Крисько) Ирина — за спасение семьи Грозовских в деревне Бервищи.
  • Кисель Анастасия — за спасение семьи Грозовских в деревне Островок.
  • Вербицкий Адам и Рудаковская Антонина — за спасение Гурской Изабеллы в деревне Мрочки.

Память

Опубликованы неполные списки жертв геноцида евреев в Узденском районе.

Два памятника убитым евреям установлены в Узде на еврейском кладбище.

 

Мемориал жертвам фашизма в деревне Старина

На территории Узденского района фашисты совершили свыше пяти крупных карательных операций. Ими полностью уничтожено 18 деревень. Судьбу Хатыни повторили Старина, Рудково и Островок.

Старина, состоявшая всего из десятка дворов, была полностью уничтожена фашистами вместе с 47 ее мирными жителями в начале морозного января 1942 года. Увы, она больше не возродилась. Трагическая судьба деревни так взволновала жителей Узденщины, что в 2020 году в знак памяти и скорби о погибших здесь были установлены большой валун, звонница с красивым колоколом, высажена аллея деревьев.            Организовал современный мемориал неравнодушный к истории родного края почетный гражданин Узденщины Вадим Викентьевич Лойко. Место сожженной деревни находилось в 1,5 километра западнее от теперешней деревни Володьки. В 1975 году на месте бывшей деревни был установлен обелиск, а в Володьках появилась даже улица имени деревни Старина. Вадиму Викентьевичу Лойко, организатору мемориала, уже за 80, и он помнит свидетельницу той трагедии:  – «Крайне мало документов о самой деревне и тех событиях. Помню пожилую женщину, которая смогла уцелеть, звали ее Елена Мацкевич. Она приходила к стеле по праздникам, рассказывала нам о 2 января 1942 года. Лет пятнадцать Елены Васильевны нет с нами, из живых некому напомнить о событиях войны. Но зато есть это место. Камень этот по зову сердца поставил весной прошлого года. Приходишь и замираешь. Оно словно нашептывает: «Такого не должно повториться никогда!» Пусть мы и не воевали, но жили впроголодь в послевоенное время, а всю крестьянскую работу знали с малых лет. Молодежи важно передать память, чтобы знали цену победы народа над фашизмом. Потери мирного населения во время карательных операций были огромны. Заплачена высочайшая цена за то, чтобы мы сейчас могли жить, работать, растить детей и внуков, слушать пение птиц…»

О переживаниях несчастных людей, кошмаре, царившем в последний день жизни деревни, лучше всего говорят записи воспоминаний Л. Дедюли 1918 года рождения– «Согнали немцы людей в одну хату моего свекра Дедюли. Мужчин отделили, чтобы они гнали в Володьки живность, которую забрали у крестьян. Коров пригнали в гумно. Мужчин продержали до ночи. Потом их ставили под капеж гумна и стреляли в затылки. Были среди них и отец с сыном, лежали они убитые, обняв друг друга. Женщин и детей выводили из хаты и расстреливали. В семье моего мужа было 8 детей. Сестра мужа Мария Дедюля была убита первой. Лишь удалось спастись одной девочке, которая спряталась в подпечке. Убитых мужчин погрузили на телегу и повезли туда, где лежали остальные. Убитые пролежали всю ночь. На следующий день гитлеровцы собрали их, положили ряд дров и ряд из людей — обливали их бензином, и они горели. Рассказывали, что у одной беременной вывалилось дитя во время поджога. Его тельце потом женщины завернули в тряпки, чтобы похоронить. Выкопали яму, сгребли людской прах и все, что осталось от взрослых убитых, закопали».           На обелиске под вербой в 1975-м появилась скромная надпись: «Вечная память жителям деревни Старина, замученным немецко-фашистскими захватчиками 2 января 1942 года». Останки заживо сожженных покоятся на кладбище в Володьках. На огромном валуне, есть табличка: «Этот знак установлен в память о ее 47 жителях, которые были заживо сожжены 02.01.1942 года фашистскими карателями. Вечная память жертвам фашизма». 9 мая здесь собираются и стар и млад, чтобы почтить память уничтоженной деревни.

 

Памятник погибшим в годы войны в деревне Островок

Деревня исчезла с лица земли 2 марта 1944 года. Активно участвовал в операции жандарм полиции Виктор Булко, уроженец тех мест. Именно он узнал от своих сообщников, что в Островке стоят партизаны, и направил карателей к женщинам, детям и старикам. 76 жителей были закрыты в сарае, расстреляны и сожжены. Сгорели 71 жилой дом, здание школы и все колхозные постройки.       Сохранились воспоминания выжившей Ольги Пармон (Козей), записанные 13.04.1961 года. На момент трагедии она находилась с пожилым свекром и двумя малолетними детьми в своем доме: 

– «Прибывшие каратели оцепили деревню, стали ходить по домам… Ко мне вошли в дом два карателя: один немец, второй — русский, приказали идти на край деревни к сараю Марфы Войцехович. Выходя из дома, видела, как другие каратели выгоняли из нашего гумна скот, а оставшиеся занялись грабежом имущества в доме. В толпе согнанных в основном были женщины, дети и престарелые. Нас окружили плотным кольцом и стали загонять в сарай… Я стала плакать и просить одного выпустить нас из окруженной толпы. Этот неизвестный разрешил мне с детьми и стариком — отцом мужа, а также еще нескольким женщинам с детьми выйти из толпы. Мы пошли в направлении Узды, слышали звуки выстрелов, крики и стоны людей. Мы видели, что загорелся сарай, куда согнали людей».          Среди карателей женщина заметила знакомые лица: «Знаю, что это были узденские эсэсовцы: немцы, украинцы, русские, что я заметила по разговорам. После уничтожения деревни они вернулись в Узду со скотом и награбленным добром. Я видела среди карателей односельчанина Виктора Булко. Видела, что из толпы, предназначенной для уничтожения, он вывел Александра Грищука с семьей и некоторых своих родственников».          Из свидетельств других уцелевших следовало, что Грищук был информатором Булко, прислуживающего немцам. Он и доложил жандарму о приходе партизан в деревню, а Булко лично расстрелял нескольких своих земляков. Район сильно пострадал от коричневой чумы. В наши дни был разработан пеший маршрут «Сожженные деревни», в рамках которого можно посетить населенные пункты, полностью или частично уничтоженные эсэсовцами в годы оккупации.

           В многострадальной Узде находилось еврейское гетто, о чем сегодня напоминает еврейское кладбище. Здесь захоронен прах более трех тысяч человек, среди которых под две тысячи евреев. В мае 1943-го немцы уничтожили 838 цыган. А сколько было загублено мирных жителей, военнопленных, партизан! Трудно эмоционально эти цифры воспринять. Мы просто склоняем голову перед ними, передаем правду и память о них детям. Если сохраним это — будет жить наша страна.

Сожженная деревня Рудково

         Рудково сожгли в марте 1943-го. В деревне было 11 дворов и 58 жителей.           Каратели убили 27 жителей и сожгли все постройки. Это была фашистская очередная ловля советских подпольщиков по плану «Якоб», которые остановились в деревне. Заметив фрицев, партизаны и жители Рудково углубились в лес. Через какое-то время некоторые все же стали возвращаться домой. Немцы тогда нагрянули, закрыли крестьян в хатах и подожгли. Остальным удалось спрятаться в лесу.

 

згарнуць