РУС БЕЛ ENG

Інавацыйны праект

Інавацыйны прадукт

1. Гуманітарны праект

Учителя и учащиеся государственного учреждения образования «Хотлянская средняя школа» Узденского района, родители, жители агрогородка Хотляны, выпускники школыприглашают к сотрудничеству в рамках гуманитарного проекта «Территория досуга и развития»

1. Наименование проекта «Территория досуга и развития»

2. Срок реализации проекта: 1 год (ориентирован на долгосрочную перспективу)

3. Организация-заявитель, предлагающий проект:

Государственное учреждение образования «Хотлянская средняя школа» Узденского района

4. Цели проекта:

Создание благоприятных условий для реализации досуга, а также обеспечение культурной занятости детей и подростков во внеурочное время, субботний день и каникулярный период, а также взрослого населения агрогородка

5. Задачи, планируемые к выполнению в рамках реализации проекта:

Создать условия для интересного и полноценного досуга;

Способствовать проявлению у учащихся творческого потенциала и удовлетворения их интересов;

Формировать потребность в систематических занятиях спортом;

Развивать взаимопонимание и взаимопомощь между учащимися, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии;

6. Целевая группа: учащиеся школы и население агрогородка Хотляны

7. Краткое описание мероприятий в рамках проекта:

Подготовка площади для совместного полезного времяпрепровождения с пользой для себя и своего развития;

Ремонт выделенного помещения;

Приобретение тренажеров и дополнительного спортивного инвентаря;

Привлечение местного населения и предприятий, находящихся на территории агрогородка;

Проведение тематических вечеров, просмотр кинофильмов, спортивных мероприятий

Занятия на тренажёрах, проведение турниров по настольному теннису, аэробика

8. Общий объём финансирования (в долларах США): 3500 $

Источник финансирования

Объем финансирования

(в долларах США)

Средства донора

3000$

Софинансирование

500 $

9. Место реализации проекта (область/ район, город): Минская обл., Узденский р-н., аг. Хотляны

10. Контактное лицо:

Раманович Надежда Викторовна, директор ГУО «Хотлянская средняя школа» Узденского района, (8029) 568 37 13, hotlyan.sch@uzda.gov.by

Тел.: (8017178)38375, моб.: (8029)568-37-13, электронная почта hotlyan.sch@uzda.gov.by

1. The project name «The territory of development and leisure-time activities»

 

2. Time-limits for the realization: 1 year (focused on a long-term prospect)

 

3. The applicant organization:

State Educational Institution «Khotlyanskaya Secondary School of Uzdadisrict»

 

4. Purposeoftheproject:

Creatingfavorableconditionsfortherealizationofleisureaswellasincludingschoolchildren and adult populationintoculturalemploymentoutsideschoolhours, onaSaturdayafternoonandinaholidayperiod.

 

5. Tasks within the project:

To create conditions for interesting and proper rest;

To form the students’ creative potential and serve their interests;

To form the need for systematic physical activity;

To develop understanding and mutual assistance among students, teachers, parents; To develop the need for constant self-development;

 

6. Target-group: schoolchildren and the population of Khotlyanyagrotown

 

7. Brief description of the project activities:

The preparation of the place for spending useful pastime with the maximum benefit for yourself;

Repairs of allocated premises;

The purchasing of sports equipment and additional sports gear;

Involvement of local population and enterprises located on the territory of the agrotown;

Organizing theme nights, sporting events and film screenings;

Carrying out table tennis tournaments, workouts on sports equipment and aerobics.

 

8. The total amount of funding (in USD): 3500 $

 

Source of financing

 

The amount of financing

(in USD)

 

Donor funds

3000$

 

Co-financing

500 $

 

9. Location (region, district, city): Minskregion, Uzda district, Khotlyanyagrotown

 

10. Contact person:

RamanovichNadezdа Viktorovna – directoroftheState Educationalinstitution«Khotlyanskaya Secondary School» of Uzdadisrict, (8029)5683713, hotlyan.sch@uzda.gov.by

telephone.:(8017178)38375,mobile telephone: (8029) 568-37-13, e-mail address: hotlyan.sch@uzda.gov.by

 

    

                                 

2. ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА

Школьная газета "Спадчына"

 

3. Экскурсійны маршрут

 

4. Сайт аграгарадка Хатляны

       

згарнуць

Даведка

СПРАВКА

об итоговыхрезультатах реализации инновационного проекта

«Внедрение моделиформирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений»

 

Сроки реализации: 2020– 2023 годы

 

Руководитель

 

 

учреждения образования

 

 

Раманович Надежда Викторовна

 

Контактные телефоны

8(017) 183 83 75; 8(029) 152 81 65

 

 

Адрес: ул.Молодежная, д.2, аг.Хотляны, Узденский район, Минская область, 223 414

 

 

е-mail: hotlyan.sch@uzda.gov.by

 

 

Общие сведения

 

Учреждение образования: государственное учреждение образования «Хотлянская средняя школа» Узденского района

Тема проекта: «Внедрение модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений»

Сроки реализации: 2020 – 2023 годы

Руководитель инновационного проекта: Раманович Надежда Викторовна, директор государственного учреждения образования «Хотлянская средняя школа» Узденского района

Консультант инновационного проекта: Минова Марина Евгеньевна, заместитель декана факультета профессионального развития специалистов образования Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования»

Телефон: 8(017) 285 78 35; 8(029) 102 31 20

Е-mail:vospit406@academy.edu.by 

Количество участников проекта:7 педагогических работников и 30учащихся.

Кадровое обеспечение проекта:

 

Ф.И.О

 

Должность

Функциональные

обязанности

1

Раманович Н.В.

Директор

Общее руководство проектом

2

Бекер И.А.

Заместитель директора по учебной работе

Организационно-методическое сопровождение инновационной деятельности

3

Волонцевич А.И.

 

Педагог-организатор

Координация деятельности

детских и молодежных общественных объединений по формированию коммуникативной компетентности

6

Сцец С.А.

Классный руководитель 7 класса

Развитие волонтерской деятельности членов ОО “БРПО” 7 класса,информационное сопровождение инновационной деятельности

 

4

Нечай С.И.

Классный руководитель 9 класса

Организация работы по реализации проекта с классными руководителями

 

5

Кожух С.В.

Классный руководитель 10 класса

Развитие волонтерской деятельности членов ОО «БРСМ» 10 класса

 

 

Яловик С.А.

Руководитель школьного методического объединения классных руководителей

Координация деятельности классных руководителей в рамках проекта

 

 

В кадровом составе участников инновационного проекта на протяжении 2020-2023 годов происходили изменения:в 2022/20023 учебном году выбыли из проекта Бойко В.В. и Сыса М.М.Но так как педагогический коллектив школы проявлял интерес и принимал участие в мероприятиях, проводимых в рамках проекта, это позволило найти замену выбывшим участникам из числа подготовленных педагогов.

 

Введение

Целесообразность и актуальность инновационного проекта обусловлена необходимостью формирования разносторонне развитой, нравственно зрелой творческой личности, отраженной в Кодексе Республики Беларусь об образовании,Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021 – 2025 гг.Центральной проблемой воспитания разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности является формирование коммуникативной компетентности обучающихся.

Современная социально-культурная ситуация предъявляет высокие требования к формированию личности обучающихся: обладать духовно-нравственной культурой, социальной активностью, быть конкурентоспособным и мобильным, обладать высоким уровнем коммуникативной компетентности. Формирование и развитие коммуникативных компетенций обучающихся – актуальная проблема, так как степень их сформированности влияет не только на результативность обучения школьников, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.

Наиболее эффективным механизмом формирования и развития коммуникативной компетентности, лидерских качеств, активной гражданской позиции обучающихся являются детские и молодежные общественные объединения. Детские и молодежные общественные объединения функционируют на базе учреждений образования и являются субъектами взаимодействия в системе воспитательной работы, социализации, организации досуга и занятости обучающихся.

В Республике Беларусь принят ряд нормативных правовых документов, регулирующих отношения между учреждениями образования и детскими, молодежными общественными объединениями. Ценности, цели взаимодействия учреждения образования и детских, молодежных общественных объединений на основе общих интересов с учетом прав и обязанностей, идеологических ориентиров определены в следующих законодательных документах Республики Беларусь: Конституция Республики Беларусь (ст. 36), Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» (ст. 26), Закон Республики Беларусь «Об основах государственной молодежной политики» (ст. 3, 6, 12, 19, 20), Кодекс Республики Беларусь об образовании (ст. 18, 31), Закон Республики Беларусь «Об общественных объединениях», Закон Республики Беларусь «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь» (ст. 4; гл. 2 (ст. 7—12); гл. 3).

Участие детей, подростков, молодежи в деятельности общественных объединений способствует формированию и развитию коммуникативной компетентности через включение их в социально значимую деятельность, общение, организацию досуга, занятости и трудоустройства, социализацию и адаптацию учащихся в обществе.

Выбор и актуальность темы инновационного проекта обусловлены наличием противоречий между растущей в современном обществе востребованностью успешно социализирующихся выпускников учреждений образования с высоким уровнем сформированности коммуникативной компетентности и их недостаточной подготовленностью к взаимодействию с изменяющейся социальной средой, отсутствием уверенности в собственных силах, низким уровнем компетентности в решении возникающих перед ними жизненных проблем; необходимостью формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в учреждениях образования, детских и молодежных общественных объединениях и недостаточным использованием их воспитательного потенциала; потребностями системы образования в научно-методическом обеспечении процесса формирования коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодежных общественных объединений и недостаточной разработанностью методик, технологий организации и осуществления данного процесса.

Преодоление названных противоречий, актуальность рассматриваемой проблемы формирования и развития коммуникативной компетентности учащихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодежных общественных объединений и недостаточная теоретико-практическая разработанность данной проблемы определили выбор темы проекта: «Внедрение модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений».

В нашем учреждении образованияесть потребность во внедрении и адаптации комплекса мероприятий в рамках модели развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений. В учреждении обучается 133 учащихся. Из них 121 член детских и молодежных общественных объединений. Среди них 30 участников волонтерской деятельности.Педагоги учреждения образования обеспечивают конструктивное взаимодействие с детскими и молодежными общественными объединениями, волонтерскими формированиями обучающихся, направленное на формирование единой ориентированной на развитие коммуникативной компетентности, умеют оказывать обучающимся – членам детских и молодежных общественных объединений педагогическую поддержку, информационно-идеологическую, организационную, консультационную, методическую помощь, знают специфику различных детских и молодежных общественных объединений, осуществляют с ними эффективную коммуникацию, диалог и сотрудничество.

Цель проекта: научно-методическое обеспечение и эффективная организация процесса формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся как условия успешной социализации личности в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи инновационного проекта:

проанализировать отечественную и зарубежную философскую, психолого-педагогическую литературу по вопросам формирования и развития коммуникативной компетентности, эффективный опыт организации работы по развитию коммуникативной компетентности обучающихся в учреждениях образования, детских и молодежных общественных объединениях Республики Беларусь;

разработать механизм внедрения модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодежных общественных объединений в социальное пространство учреждения образования, региона;

определить, апробировать и внедрить методическое обеспечение, оптимальные формы и методы формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодежных общественных объединений;

создать благоприятные условия для формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования, детских и молодежных общественных объединений;

Новизна инновационного проекта заключается:

в апробации и внедрении модели формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодежных общественных объединений;

в разработке и внедрении активных, интерактивных, коллективных творческих, проектных и игровых методов социально значимой волонтерской деятельности, равного обучения, способствующих формированию и развитию коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодежных общественных объединений;

в разработке методических рекомендаций и материалов по внедрению модели и инновационного педагогического опыта по формированию и развитию коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодежных общественных объединений на уровне региона, республики.

 

Система управления реализацией инновационного проекта в учреждении образования

Концептуальной основой модели формирования коммуникативных компетенций является её системность, целостность, взаимосвязь целей, а также структурно-функциональный подход в управлении, а ведущим управленческим принципом – принцип делегирования полномочий всем участникам инновационного проекта, реализация которого обеспечила создание коллегиального органа управления.

Управленческая команда по реализации инновационного проекта была представлена директором учреждения образования Раманович Н.В., заместителем директора по учебной работе Бекер И.А., основными функциями которых являлась организация и координация действий участников проекта, планирование, контроль и анализ деятельности.

В учреждении образования были созданы условия для реализации инновационного проекта и решения задач инновационной работы. Для формирования коммуникативных компетенций учащихся создана творческая группа педагогов; издан локальный акт «Положение о творческой группе учителей-инноваторов», регламентирующий деятельность учителей в рамках творческой группы, организована контрольно-оценочная деятельность учащихся, своевременный сбор и анализ информации о ходе инновационной деятельности, делались выводы, принимались решения.

Организация инновационной деятельности осуществлялась в соответствии с нормативными правовыми актами и методическими документами, регламентирующими инновационную деятельность в учреждениях образования Республики Беларусь. Порядок осуществленияорганизации инновационной деятельности на протяжении трех летопределялся приказами директора школы «Об организации инновационной деятельности в учреждении образования», в которых было предусмотрено определение субъектов инновационной деятельности, должностные обязанности, объекты контроля и самоконтроля.Ежегодно вносились коррективы в календарные планы реализации инновационного проекта, что позволило повысить содержательность и значимость проводимых мероприятий.

Для обеспечения сетевого взаимодействия субъектов инновационного проекта в области формирования коммуникативной компетентности учащихся на школьном сайте была создана страница «Инновационный проект», на которой освещался ход реализации проекта.

Планирование инновационной деятельности, отражающее специфику инновационного проекта,осуществлялосьс учетом реальных ресурсных возможностей, условий и традиций учрежденияобразования, что соответствовало поставленным задачам.

Свободное обсуждение результатов инновационной деятельности на педагогическом совете, совещаниях при директоре, школьных методических объединениях помогло определить уровень роста каждого участника проекта. Принятие каждым участником ответственности за результативность выполнения поставленных задач способствовалоразвитию таких качеств, как ответственность, самодисциплина, самоконтроль, самореализация, что в свою очередь способствовалоразвитию управленческой компетенции и профессиональному росту каждого участника.

Продуктивной формой повышения профессиональной компетенции педагогов являлось самообразование, в рамках которого члены инновационного проекта занимались исследованием различных направлений в работе по формированию профессионального самоопределения через взаимодействие с детскими, молодежными и общественными объединениями.

 

Обоснование эффективности условий реализации инновационного проекта

Для качественной реализации инновационного проекта в учреждении образования имеется достаточный кадровый потенциал. Участники проекта имеют хорошую теоретическую и методическую подготовку, зарекомендовали себя как творческие педагоги, владеющие широким диапазоном образовательных технологий, методов и форм обучения.

Кадровый состав подобран в соответствии с уровнем квалификации и стремлением комплексно включить учащихся в мероприятия проекта.

Состав участников по реализации инновационного проекта на начало реализации характеризовался достаточным квалификационным уровнем: 2 участника имели высшую квалификационную категорию, 2 первую, 2 без категории.

На протяжении реализации проекта 6 участников проекта повысили квалификационную категорию: Бекер И.А., Нечай С.И. и Стец С.А. присвоена высшая квалификационная категория, Бойко В.В., Волонцевич А.И. и Сыса М.М. – вторая.

Реализация инновационной деятельности возможна при наличии модели, которая включает методическое обеспечение, кадровый состав, техническое обеспечение. Так как из отмеченных видов ресурсов приоритетным является наличие коллектива профессионалов, способных подготовить все другие виды обеспечения, а затем и осуществить инновационную деятельность, то одним из основных направлений данного этапа стало повышение профессионализма педагогов-участников инновационного проекта.

В основу системы методической работы положена идея непрерывного повышения квалификации педагогов, участников инновационной деятельности.  В учреждении образования были созданы благоприятные условия для развития и совершенствования профессиональных компетенций педагогов через участие в семинарах различного уровня (Нечай С.И.«Змест и методыканавучання мове и літаратуры па новых вучэбна-метадычных комплексах» (МОИРО, снежань, 2021), «Требования к оформлению педагогического опыта при сдаче на высшую квалификационную категориию» (МОИРО,февраль, 2022),  «Современные подходы к оформлению отчетных документов по инновационному проекту» (АПО, апрель, 2022), «Специфика подготовки отчётных материалов по результатам реализации проекта  учреждении образования» (МОИРО, апрель, 2023); Кожух С.В. «Содержание и обучение математике по новым учебно-методическим комплексам» (МОИРО, декабрь, 2021); Бойко В.В. «Облачные сервисы и мобильные технологии в современном образовательном процессе» (МОИРО, август, 2021); Волонцевич А.И. «Психологические аспекты развития личности в современных социокультурных условиях», (март-май, 2022), консультациях, а также через инициативность и творчество при проведении внутришкольных методических мероприятий (заседания методического объединения классных руководителей, руководитель Яловик С.А.).

Сведения об инновационном процессе периодически предоставлялись на сайт учреждения образования (https://hotlyany.uzda-asveta.gov.by). Информирование педагогического состава об осуществлении инновационного проекта реализовывалось через педагогические советы, совещания при директоре. Информация о ходе реализации проекта доводилась до сведения родителей на родительских собраниях. Информационная поддержка способствовала распространению инновационной идеи, наращиванию информационного образовательного пространства.

Учебно-материальная база ГУО «Хотлянскаясредняя школа» соответствовала действующим нормативам, оборудование помещений – правилам противопожарной безопасности, санитарно-гигиеническим требованиям.

Практически все кабинеты имеют достаточную наглядно-дидактическую и методическую базу, электронные средства обучения. Компьютеры подключены к сети широкополосного Интернета, что позволяло педагогам и руководству широко использовать Интернет-ресурсы в образовательной и управленческой деятельности.

 

Выполнение программы и плана реализации инновационного проекта

Планирование инновационной деятельности осуществлялось на основе принципов аналитичности, диагностичности, научности. Все это позволяло сохранить концептуальность проекта. Планирование инновационной деятельности корректировалось с учетом педагогических инициатив, осуществлялся поиск и создание условий для реализации этих инициатив.

Для успешной реализации проекта была составлена программа, в которой определено содержание, выбраны оптимальные средства, разработаны виды деятельностидля достижения целей и задач, и календарные планы работы на 2020/2021, 2021/2022 и 2022/2023 учебные годы.

Все мероприятия соответствовали поставленным задачам.Планирование работы осуществлялосьна основе продуктивного подхода. Приоритетное внимание уделялось конкретизации планирования, продуктивности деятельности, поэтому использовалась обновленная форма планирования, что позволило повысить эффективность планирования, а также способствовало сохранению временного ресурса.

На подготовительном этапе (январь-август 2020)была разработана стратегия деятельности педагогического коллектива в условиях реализации инновационного проекта,выявлены риски и пути их предотвращения, оформлены локальные документы.

Участниками проекта изучены нормативные документы, методические рекомендации, инструктивно-методические письма, регламентирующие инновационную деятельность. Были определены цели, задачи, основные направления внедрения проекта.

Путем анкетирования изучалась мотивационная и когнитивная готовность инновационной группы и педагогического коллектива к реализации инновационного проекта в учреждении образования.

Анализ анкет показал, что все педагоги заинтересованы в реализации проекта, так как считают решение проблемы коммуникативных отношений очень важным. Педагоги постоянно на уроках сталкиваются с ситуацией, когда большинство учащихся не проявляют активности на уроках, обладают невыразительной односложной лексикой, не умеют общаться и грамотно выражать свои мысли.

Предполагаемые трудности, на которые указали педагоги, это отсутствие в команде психолога.

На рефлексивно-диагностическом этапе (сентябрь 2020-январь 2021) проводилась коррекция и реализация программы и плана мероприятий в рамках проекта, диагностика уровня сформированности рефлексивных, исследовательских, проектировочных умений, в ходе чего были выявлены проблемные поля профессиональной деятельности. Необходима была подготовка педагогов к подобной работе, система обучения педагогических кадров. Данный факт послужил поводом для организации постоянно действующего семинара «Рефлексивные навыки педагогов как средство формирования эффективного опыта профессиональной деятельности», методологического семинара «Теоретические основы внедрения модели формирования коммуникативной компетентности и развития коммуникативной компетентности учащихся в системе взаимодействия учреждения образования и детских, молодежных объединений», проводились тренинги «Определение затруднений в профессиональной деятельности педагогов».

Продуктивной формой повышения профессиональной компетенции педагогов являлось самообразование, в рамках которого члены инновационного проекта занимались изучением методического обеспечения развития коммуникативной компетенции. Все это способствовало созданию информационной среды, оптимизации информационных потоков, отражающих ход и содержание инновационной деятельности в рамках проекта.

На практическом этапе (февраль 2021-декабрь 2022) проводилась экспертная оценка материалов педагогического опыта. Проводились семинары «Педагогический опыт как фактор непрерывного личностно-профессионального развития педагога», «Организационно-методические условия аттестации педагогических кадров», педагогический совет «Презентация образцовэффективного педагогического опыта», деловая игра «Технология оформления педагогического опыта», информирование педагогической общественности о ходе реализации инновационного проекта.

Основные направления и методы работы в рамках модели были следующие:

  1. Пропагандируем. Это направление включало в себя популяризацию нравственных ценностей, здорового образа жизни, безопасного и ответственного поведения детей, подростков, молодежи. В рамках этого направления проводились следующие мероприятия: ежегодные акции «Нет табачному дыму!», «Молодежь против наркотиков», «Мы за здоровый образ жизни», «Молодежь против СПИДа», «Я выбираю жизнь!», устный журнал «Я здоровье сберегу - сам себе я помогу». Все это способствовало противодействию злоупотребления различных психотропных веществ, курения и употребления алкоголя. В ходе работы в этом направлении было налажено тесное сотрудничество с работниками Хотлянской амбулатории. Во время проведения акций учащиеся выходили на улицы агрогородка, беседовали с жителями, вручали буклеты и памятки, проводили мониторинги среди сверстников по проблеме курения.
  2. Общаемся и помогаем, работаем и создаем.

Деятельность в этом направлении предполагала взаимодействие с общественностью агрогородка: СУП «Хотляны- Агро», ОАО«Агрокомплекс «Белая Русь», Хотлянским СДК, ГУО «Хотлянский детский сад», Хотлянской амбулаторией, Валерьяновским лесничеством, Свято-Покровской церковью.

В этом направлении волонтерская деятельность предполагала заботу о пожилых людях, инвалидах Великой Отечественной войны, воинах-афганцах, уход за военными захоронениями, благоустройство агрогородка. Ежегодно волонтеры нашего учрежденияобразования являются инициаторами субботников по благоустройству территории агрогородка, а также в рамках ежегодной акции «Абелиск» облагораживают территорию вокруг памятников и военных захоронений в аг. Хотляны, д. Валерьяны, Любяча, Волок, Толкачевичи.

Учащиеся – активные участники акций «Листопад», «Чистый школьный двор», «Мой дом – моя забота». В рамках акции «Дети детям» (ко Дню инвалида) волонтеры посещают инвалидов Есимчика Вячеслава и Трухана Кирилла, которые находятся на домашнем обучении, дарят канцелярские товары, развивающие игры, вместе проводят время. Главная цель данных встреч – не оставить детей одних с проблемами, помочь адаптироваться в социуме. От таких встреч и учащиеся, и дети-инвалиды, и члены семьи получают хорошее настроение и позитивные эмоции. В рамках акции «Наши сердца пожилым людям» постоянно оказывается помощь пенсионерам Сидорчик Е.А., Селивончик Н.А., Дейкун Т.А., Трасковскому М.А. 9 сентября 2022 года пионеры нашей школы совместно с районными общественными организациями поздравляли ветерана Великой Отечественной войны Працкевича М.В. со 100-летним юбилеем.

Волонтерами нашего отряда в рамках «Недели леса» было засажено около 7 га леса.

  1. Помним и чтим.

В рамках этого направления проводилась работа по сбору материалов о ветеранах Великой Отечественной войны под руководством руководителя школьного краеведческого музея Мацукевича М.Н., налаживались встречи с воинами-афганцами Селивончиком В.А., Баранюком И.А.

Стало доброй традицией проведение в феврале месяце встречи с педагогами и студентами Белоруской государственной академии связи (бывший Минский электротехникум связи, в котором учился наш земляк, погибший в Афганистане, Александр Мысливец).

  1. Вместе дарим радость людям. Направление подразумевает организацию концертов-поздравлений для родителей, жителей агрогородка, учителей. На протяжении реализации проекта были организованы концерты, посвященные Дню учителю «От всей души моему учителю посвящается…», Дню матери «Нашим мамам дорогим мы спасибо говорим», 8 Марта «Свет женщины-прекрасный и высокий», вечер встречи с выпускниками «Листая школьные страницы…» и др.

Совместно с народным фальклорным коллективом «Крынічанька», которое организовано при Хотлянским СДК, к Дню сельского хозяйства проводились концертные программы для ветеранов и передовиков СУП «Хотляны-Агро» и СУП «Агрокомплекс «Белая Русь».

Учащиеся нашей школы наладили тесное сотрудничество с протоиреем Свято-Покровской церкви отцом Виталием. Учащиеся совместно с учителями и родителями регулярно проводят субботники по уборке территории вокруг церкви, проводят совместные мероприятия. Беседы с отцом Виталием также способствуют формированию таких нравственных понятий, как доброта, милосердие, честность.

5.Сотрудничаем. Направление предполагает взаимодействие с детскими и молодежными объединениями по вопросам формирования коммуникативных компетенций и активной гражданской позиции учащихся-членов «БРПО», ОО «БРСМ», МОО «БМООСП». Одним из основополагающих подходов стал подход «Равный обучает равного» и, как результат работы в этом направлении, сформированность знаний, умений, навыков, социальных установок, которые обеспечивают ответственность учащихся за собственное физическое, психическое и социальное здоровье, предотвращение возможных отклонений в сфере самоохранительного поведения. Подростки склонны больше доверять информации, исходящей от равных себе по возрасту и являющихся носителями схожей субкультуры.  В основе деятельности школы по внедрению подхода равного обучения лежат следующие принципы:

партнерство: взаимодействие подростков и взрослых,взаимодействие специалистов учреждений образования с общественными объединениями по продвижению подхода «Равный обучает равного»;

системность: реализация подхода не предусматривает произвольный набор мероприятий; 

активность: создание в учреждениях образования благоприятных условий для пропаганды ценностей самосохранительного поведения;

поддержка позитивной инициативы: расширение возможности участия подростков в процессе принятия осознанных индивидуальных и групповых решений.

С цельюпросвещения родителей и профилактики трудностей во взаимодействии мы использовали следующие формы работы:

тематические родительские собрания (собрание «Развитие коммуникативных способностей, или Общение подростков со взрослыми», «Взаимодействие учреждения образования и семьи по вопросам формирования коммуникативной компетенции учащихся»);

групповые консультации для родителей, обеспокоенных общей проблемой (пример групповой консультации с элементами тренинга «Секреты общения с подростками»);

заочное консультирование – стенды, «раскладушки» с регулярно обновляющимся материалом «Особенности коммуникативных умений старших школьников», «Что такое культура общения», «Это взрослое слово – этикет» и др. В результате родители становятся активными участниками проводимых в учреждении образования мероприятий.

 

Результаты инновационной деятельности

Анализ выполнения программы и плана реализации инновационного проекта свидетельствует об эффективности проделанной работы.

Соотнесение результатов инновационной деятельности с заявленными в проекте критериями, показателями и ожидаемыми результатами показывает, что в учреждении образования создана и успешно функционирует модель инновационной деятельности; созданы необходимые и достаточные условия для организации работы по формированию у субъектов образовательного пространства школы и социума коммуникативных компетенций; определена стратегия внедрения модели посредством взаимодействия учреждений образования на основе единства внеклассной и внешкольной деятельности, увеличивается количество учителей и учащихся, заинтересованных участием в исследовательской и проектной деятельности.

Имеет место положительная динамика творческих достижений педагогов и учащихся:

результативное участие в районном этапе конкурса «Ученик года» (Будник Алина – номинация «Трудовая деятельность» (2020 год), Гришан Ксения – номинация «Творческая деятельность» (2021 год), Позняк Анна – номинация «Проектная деятельность» (2022 год);

активное участие пионерской дружины «Спадчына» в:

акции «Сделай мир чище» (2020 год – 3-е место в районе, 2021 – 1-е место);

районном конкурсе туристической песни, агитбригад и стенгазеты (2022 год – номинация «Агитбригада» 2 место, номинация «Военно-патриотическая песня» 1 место, номинация «Туристическая песня» 2 место, номинация «Стенгазета» 3 место);

районном этапе конкурса «Патриот.by» (2022 год – Диплом ІІІ спепени);

районном этапе конкурса на разработку настольных игр «Пионерская игра» (2022 год – Диплом ІІІ степени);

районном этапе конкурса «Инновации в деятельности детских молодежных общественных объединений» (2022 год – Диплом ІІІ степени);

районном этапе конкурса «Огонек приглашает друзей» (2022 год – Диплом ІІІ степени);

районном этапе областного конкурса на лучшую видеовизитку и буклет образовательных экскурсионных маршрутов (2021 год – Диплом ІІ степени);

районном этапе спортивно-патриотической игры «Зарница» (2023 год – Диплом I степени);

акции «Неделя леса-2021» – 1 место, «Неделя леса-2022» – 1 место;«Неделя леса-2023» – 1 место;

в рамках инновационного проекта разработан проект “Территория досуга и развития” (Приложение1), цель которого создание условий для реализации досуга, а также обеспечение культурной занятости детей и подростков во внеурочное время, субботний день и каникулярный период, а также взрослого населения агрогородка. Заявка на помощь в реализации проекта отправлена в Международную организацию ЮНИСЕФ;

работает волонтерский отряд «Горящие сердца», ученическое самоуправление «Мы», проводятся тематические мероприятия «Равный обучает равного»;

налажен выпуск школьной газеты “Спадчына” (Приложение 2), которая выходит раз в четверть. На страницах газеты ребята отражают наиболее значимые события школьной жизни, а также пропагандируют здоровый образ жизни, освещают деятельность детских, молодежных общественных объединений;

с целью налаживания взаимодействия с местным населением, освещения событий и фактов о нашем населённом пункте создан сайт агрогородка Хотляны (Приложение 3) и разработан экскурсионный маршрут, где желающие смогут приобщиться к истории нашей малой родины. Следуя по разработанному маршруту, участники экскурсии смогут посетить школьный народный историко-краеведческий музей, увидеть тканые пояса и изделия из соломки в Хотлянском СДК, встретиться с протоиереем Виталием при посещении Свято-Покровской церкви, а также пройтись по парку в д. Толкачевичи, где произрастают редкие в Беларуси сосны Веймутова, посаженные ещё в ХIХ веке помещиками Грабовскими.

налажено тесное сотрудничество с Хотлянским сельским домом культуры, ГУО «Хотлянскийдетский сад», Свято-Покровской церковью, Хотлянской амбулаторией, СУП «Хотляны-Агро», Лошанским лесничеством ГЛХУ «Узденский лесхоз»;

разработан информационно-пропагандистский раздаточный материал по теме проекта в виде листовок, буклетов, видеороликов.

Проделанная в рамках проекта работа способствовала увеличению числа желающих вступить в ряды детских, молодежных общественных объединений: 2019/2020 учебный год – 78,7%; 2020/2021 учебный год – 80,7%; 2021/2022 учебный год – 83,4%; 2022/2023 учебный год – 93,1% (Приложение 4).

При реализации данного инновационного проекта создана социально-воспитательная среда, в которой формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся стало более эффективным:разработана модель формирования и развития коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений;

создан и пополняется информационный банк учреждения образования(методическая копилка);

эффективный педагогический опыт и информационно-коммуникативныетехнологииактивно используются педагогами в работе по формированию и развитию коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений;

разработан и используется инструментарий для повышения уровня профессиональных компетенций педагогов в работе по заявленному направлению;

создан раздел на официальном сайте учреждения образования о реализации инновационного проекта;

присутствует востребованность инновационного опыта субъектами образовательной деятельности;

налаживается сотрудничество между образовательными учреждениями района в рамках реализации проекта;

отработана на практике система эффективного взаимодействия педагогов учреждений образования и учащихся – членов детских и молодежных общественных объединений, которая будет обеспечивать формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся;

повысился уровень удовлетворенности учащихся, педагогов и родителей качеством образовательного процесса и созданных условий, направленных на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений.

Демонстрация и трансляция инновационного опыта

Важным результатом реализации проекта является формирование и пропаганда опыта работы педагогов и учреждения образования в целом.

Материалы реализации инновационного проекта на протяжении трех лет были представлены на районной августовской педагогической конференции.

Мероприятия по реализации инновационной деятельности освещались на сайте школы, через выступления на ШМО «Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка с использованием современных технологий» (Бойко В.В.), «Компетенции, обеспечивающие коммуникацию» (Нечай С.И.), «Роль молодежных общественных организаций в формировании культуры быта и свободного времени детей и молодежи» (Волонцевич А.И.).

Заключение

Реализация проекта способствовала систематизации деятельности по формированию коммуникативной компетенции учащихся в системе взаимодействия учреждения образования и детских, молодежных общественных объединений. В учреждении образования  сложилась система работы педагогического коллектива, которая даёт реальные возможности для развития, самосовершенствования личности не только учащихся, но и педагогов. Выявлена положительная динамика роста коммуникативной активности учащихся. У учащихся ярко выражена потребность в повышении познавательной активности. Сформированы умения и навыки исследовательской и проектной деятельности. Освоены способы коллективно-распределённого взаимодействия учащихся.

За время реализации инновационного проекта уровень удовлетворённости родителей жизнедеятельностью учреждения образования значительно вырос. Создан действенный механизм сотрудничества семьи, педагогического коллектива, учащихся и детских, молодежных общественных организаций.

Выводы.

Реализация данного инновационного проекта позволила:

расширить знания учителей о коммуникативных компетенциях; познакомить учителей и учащихся с методическими основами формирования и развития коммуникативной компетентности;

активизировать познавательную деятельность учащихся, расширить их кругозор и круг общения;

развивать умение принимать самостоятельные правильные решения;

развивать у учащихся интерес к учебной деятельности;

повысить творческий уровень познавательной активности учащихся.

Таким образом, по итогам анализа итоговых результатов инновационной деятельности можно говорить о положительных изменениях в содержании и результатах деятельности участников проекта, которые наблюдаются в динамике роста по всем разработанным критериям и показателям её эффективности, что соответствует ожидаемым от внедрения инновации результатам. Показана положительная динамика воспитанности учащихся, в сформированности творческого уровня познавательной активности, активности учащихся на уроках. Участники проекта получили определённые положительные изменения:

на уровне педагогов:

повышение профессиональной компетентности;

сплочённость коллектива педагогов;

заинтересованность педагогов в инновационной деятельности;

на уровне учащихся:

умение ориентироваться в ситуации общения; адекватно реагировать на замечания;

на помощь товарищам, сверстникам, прислушиваться к их мнениям;

способность проявлять интерес к общению и способность к самовыражению, умение расположить к себе окружающих;

cамостоятельность в принятии решения, стремление к успеху, следование адекватным нормам поведения;

умение применять вербальные и невербальные средства общения для выражения своего отношения к происходящему;

умение осознавать и контролировать свое поведение, умение регулировать силу голоса, темп речи и управлять своим эмоциональным состоянием;

способность держаться спокойно и уверенно, сдерживаться в ситуациях конфликта.

Названные умения являются основанием для формирования коммуникативной компетентности. Именно они дают возможность ребенку прогнозировать общение, ориентироваться на успех, управлять ситуацией(Приложение 5).

Реализация инновационного проекта позволила нам убедиться в том, что от личности учителя зависит многое в деле воспитания и обучения. Личность учителя формирует личность учащегося. Чтобы учить других, надо учиться самому, чтобы воспитывать других, надо начинать с себя, чтобы развивать других, самому надо постоянно развиваться.

Мероприятия, проведённые с учащимися, были запланированы в рамках педагогических исследований и направлены на повышение уровня обученности, формирование определённых компетенций: коммуникативных, информационных, проектных, исследовательских. Формирование ключевых компетенций становится сегодня главной целью обучения, так как даёт возможность ученику повысить свои достижения и решает вопросы снижения дефицита общения в обществе. Развитие коммуникативной компетентности учащихся способствует становлению устойчивой личности.

В целом можно констатировать, что мероприятия плана инновационной деятельности соответствовали цели и содержанию реализации инновационного проекта, обеспечили его результативность. Согласно проделанной работе, можно сделать вывод, что детские общественные организации стимулируют рождение инноваций в школьной работе, придают воспитательной системе стабильность и современность.

Главный смысл взаимодействия образовательного учреждения с детскими организациями заключается в создании гуманистической воспитательной системы, где цель и результат работы – сам ребенок, как личность, творец, созидатель.Любая личность раскрывается в общении, значит необходимо формировать граждан, обладающих личностным качеством – коммуникативной компетентностью, отражающей уровень саморазвития обучающегося.

 

Приложение 1

 

Учителя и учащиеся государственного учреждения образования «Хотлянская средняя школа» Узденского района, родители, жители агрогородка Хотляны, выпускники школыприглашают к сотрудничеству в рамках гуманитарного проекта «Территория досуга и развития»

1. Наименование проекта «Территория досуга и развития»

2. Срок реализации проекта: 1 год (ориентирован на долгосрочную перспективу)

3. Организация-заявитель, предлагающий проект:

Государственное учреждение образования «Хотлянская средняя школа» Узденского района

4. Цели проекта:

Создание благоприятных условий для реализации досуга, а также обеспечение культурной занятости детей и подростков во внеурочное время, субботний день и каникулярный период, а также взрослого населения агрогородка

5. Задачи, планируемые к выполнению в рамках реализации проекта:

Создать условия для интересного и полноценного досуга;

Способствовать проявлению у учащихся творческого потенциала и удовлетворения их интересов;

Формировать потребность в систематических занятиях спортом;

Развивать взаимопонимание и взаимопомощь между учащимися, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии;

6. Целевая группа: учащиеся школы и население агрогородка Хотляны

7. Краткое описание мероприятий в рамках проекта:

Подготовка площади для совместного полезного времяпрепровождения с пользой для себя и своего развития;

Ремонт выделенного помещения;

Приобретение тренажеров и дополнительного спортивного инвентаря;

Привлечение местного населения и предприятий, находящихся на территории агрогородка;

Проведение тематических вечеров, просмотр кинофильмов, спортивных мероприятий

Занятия на тренажёрах, проведение турниров по настольному теннису, аэробика

8. Общий объём финансирования (в долларах США): 3500 $

Источник финансирования

Объем финансирования

(в долларах США)

Средства донора

3000$

Софинансирование

500 $

9. Место реализации проекта (область/ район, город): Минская обл., Узденский р-н., аг. Хотляны

10. Контактное лицо:

Раманович Надежда Викторовна, директор ГУО «Хотлянская средняя школа» Узденского района, (8029) 568 37 13, hotlyan.sch@uzda.gov.by

Тел.: (8017178)38375, моб.: (8029)568-37-13, электронная почта hotlyan.sch@uzda.gov.by

1. The project name «The territory of development and leisure-time activities»

 

2. Time-limits for the realization: 1 year (focused on a long-term prospect)

 

3. The applicant organization:

State Educational Institution «Khotlyanskaya Secondary School of Uzdadisrict»

 

4. Purposeoftheproject:

Creatingfavorableconditionsfortherealizationofleisureaswellasincludingschoolchildren and adult populationintoculturalemploymentoutsideschoolhours, onaSaturdayafternoonandinaholidayperiod.

 

5. Tasks within the project:

To create conditions for interesting and proper rest;

To form the students’ creative potential and serve their interests;

To form the need for systematic physical activity;

To develop understanding and mutual assistance among students, teachers, parents; To develop the need for constant self-development;

 

6. Target-group: schoolchildren and the population of Khotlyanyagrotown

 

7. Brief description of the project activities:

The preparation of the place for spending useful pastime with the maximum benefit for yourself;

Repairs of allocated premises;

The purchasing of sports equipment and additional sports gear;

Involvement of local population and enterprises located on the territory of the agrotown;

Organizing theme nights, sporting events and film screenings;

Carrying out table tennis tournaments, workouts on sports equipment and aerobics.

 

8. The total amount of funding (in USD): 3500 $

 

Source of financing

 

The amount of financing

(in USD)

 

Donor funds

3000$

 

Co-financing

500 $

 

9. Location (region, district, city): Minskregion, Uzda district, Khotlyanyagrotown

 

10. Contact person:

RamanovichNadezdа Viktorovna – directoroftheState Educationalinstitution«Khotlyanskaya Secondary School» of Uzdadisrict, (8029)5683713, hotlyan.sch@uzda.gov.by

telephone.:(8017178)38375,mobile telephone: (8029) 568-37-13, e-mail address: hotlyan.sch@uzda.gov.by

 

       

 

 

 

 

 

 

згарнуць

Памятка

 

 

 

 

 

 

НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ЖЕЛАЮЩЕМУ СТАТЬ БОЛЕЕ КОММУНИКАБЕЛЬНЫМ

 

1. Стремись расширить круг своих интересов в разных областях. Помни, чем шире твои познания, тем ты интереснее окружающим.

 

2. Развивай такую способность, как умение слушатьсобеседника. Таким образом ты проявляешь участиеи интерес к личности собеседника. А это качество ценится!

 

3. Стремись обходить острые углы в конфликтных или спорных ситуациях. «Уважение к людям, есть уважение к самому себе». Дж.Голсуори

 

 

згарнуць